Китайские правители столетиями оберегали чай как национальное достояние, как валюту, сравнимую по цене с золотом, и они под страхом смертной казни запрещали вывоз из страны семян или саженцев чайного дерева, дабы никто не подорвал их монополию на чай. Да и экспорт чая в страны, далекие от Поднебесной, не слишком привлекал их. Древняя китайская империя была самодовлеющей, а сами китайцы рассматривали себя в качестве богоизбранного народа и были непочтительны к другим, именовали инородцев "чужестранными дьяволами". Однако история древних народов развивалась и прошла на своем пути через такие исторические события, как становление Римской и Византийской империй, завоевания Александра Македонского, Крестовые походы, путешествия европейских мореплавателей-купцов в Индию, Китай, другие далекие края. Китай не мог долго сохранять свое исключительное положение и самоизоляцию.
Двумя веками позже другой великий путешественник-мореплаватель Васко да Гама покинул в 1497 г. родной Лиссабон, обогнул Африку и добрался на своей каравелле до Индии, проложив впервые морской путь из Европы в Южную Азию, а в последующем - и в Китай. Лет двадцать спустя другой португальский мореплаватель после двух лет плавания достиг побережья Китая, где ему было крайне необходимо после столь долгого и трудного пути произвести ремонт и пополнить запасы воды и продуктов. Объясняясь с китайцами языком жестов, мореплаватель не получил тогда от них согласия на создание в Китае какой-либо базы для этих целей. С большими трудностями он добрался на своем потрепанном в путешествии паруснике до родных берегов.
Император сделал это не без умысла. Он не допустил их в главный порт Кантон (ныне Гуанчжоу), а выделил пустынный каменистый полуостров Аомынь значительно ниже в устье реки Джунзян, получивший впоследствии название португальской заморской провинции Макао. На нем император оставил своих агентов, чтобы они контролировали все действия "чужестранных дьяволов" и собирали для него налоги со всех их торговых операций. Прибывающие в Лиссабон необычные китайские товары подхватывали там голландские купцы, развозя их по всей Европе. Вскоре в числе этих товаров появился и чай. Исследователи обозначили эту дату - 1610 г.
<...Он сказал, что по всему Катаю (Китаю. - В. С.) используют еще одно растение или скорее - его листья. Местные люди называют его "чай Катай", и растет оно в катайском районе, называемом "Касиан-фу" (Сычуань, в бассейне реки Янцзы. - В. С). Они собирают это растение, сухое или свежее, и хорошо кипятят в воде. Одна или две чашки этого отвара, выпитые на пустой желудок, снимают лихорадку, головную боль, боль в животе, боль в боку или в суставах, и пить его нужно настолько горячим, насколько возможно. Он сказал кроме того, что напиток хорош при многих других болезнях, которые он не мог припомнить, одна из них - подагра. И если случится, что кто-то почувствовал неудобство в животе (такое, как несварение) после большого приема пищи, он должен выпить немного этого отвара...И оно (растение. - В. С.) столь высоко ценимо и уважаемо, что каждый, отправляющийся в путешествие, берет его с собой, и люди с радостью отдают мешок ревеня (китайцы широко использовали его как лекарство при несварении желудка. - В. С.) за одну унцию "Чая Катай"..."
Несколько позже о чае свидетельствовал некий португальский монах-иезуит, побывавший в Макао. Он писал в своем дневнике: "Кто бы ни приходил в какой-либо состоятельный дом, там обычно предлагали ему... что-то вроде напитка, называемого "ча", который горек, красен и служит лекарством". Несомненно, такие сообщения давали понять купцам, что на таком товаре можно хорошо заработать. В то же время в Европе не знали, как пользоваться чаем, как его заваривать, хотя и были наслышаны о его великолепных лечебных свойствах. Не знали даже, как выглядит этот загадочный чай! В 1610 г., когда голландцы развозили по европейским столицам экзотичный продукт из Китая, Европа была насыщена светом эпохи Возрождения и открыта свободомыслию. Процветали ремесла и торговля, каравеллы судов отправлялись от берегов Европы в дальние страны открывать новые земли и новые возможности. Предприимчивые голландцы не довольствовались посредничеством португальцев и сформировали в 1602 г. Восточно-индийскую компанию с целью создания опорных баз на Яве (Индонезия) и в Японии для торговли с Востоком. В 1637 г. директора компании писали генерал-губернатору в Батавии (Джакарте): "Поскольку чай входит в обиход людей, мы ожидаем, что с каждым кораблем вы будете посылать по нескольку кувшинов китайского, а также японского чая". Чай отныне поступал регулярно и вскоре стал модным, хотя и очень дорогим напитком, подававшимся в лучших домах Гааги и Амстердама.
Появились таверны и гостиницы, где посетителям подавали на подносе набор с посудой для приготовления чая, включавший и небольшую жаровню, после чего чай пили в садике на открытом воздухе. Позже эту моду начнут копировать англичане, когда они, увлекшись чайным напитком, станут создавать свои "чайные сады". К тому времени относится реклама, составленная неким доктором К. Декером, который советовал выпивать ежедневно восемь или десять чашек чая. Он добавлял, что не видит причин возражать и против пятидесяти, ста и двухсот, утверждая при этом, что он сам пьет почти столько. Но здесь можно заподозрить этого доктора в том, что он мог быть на службе вышеупомянутой Восточно-индийской компании. Найдено свидетельство и другого голландского доктора, который отзывался о чае, как "крупе в помойной воде, безвкусном и отвратительном напитке". Видимо, он не знал, как приготовить настоящий чайный напиток или же ему попалась какая-то подделка чая, поскольку мало кто знал подлинный продукт. В германских землях чай также встречал непонимание. Некий медицинский авторитет, указывая на чай, заявлял с сарказмом, что может теперь понять, почему у китайцев столь сухие желтые лица, и призывал отсылать чай обратно. Споры вокруг чая разгорались и во Франции, где голландские торговцы, начиная с 1636 г., предлагали его как экзотичный восточный напиток. Известный в те годы парижский доктор горячо осуждал чай как "неуместную новинку века". Увлечение чаем в светских кругах Франции продолжалось не более полувека. Не оценив его вкус и достоинства, французы, издавна привыкшие к собственным винам и кофе, стали отдавать явное предпочтение кофе. Они еще упрекали голландцев в обмане, что будто бы те, продавая чай в Париже по цене тридцать франков за фунт, сами платили за него в Китае какие-нибудь восемь-десять су, да и чай им к тому же "подсунули старый и испорченный".
В частности, в одном из опубликованных писем писательницы того времени маркизы де Севинье есть упоминание о том, что ее приятельница маркиза де ля Саблиер пьет чай с молоком. Великий драматург и поэт Жан Расин, умерший в 1699 г., каждое утро пил за завтраком чай. В XIX в. не менее великий Оноре де Бальзак не только любил чай, но и знал толк в нем, постоянно держал при себе набор особенно дорогих сортов чая из Китая, даже "караванный чай", который он "достал" у некоего русского министра, и этим чаем он угощал только близких друзей. Чай в его глазах ассоциировался с элегантной жизнью, и он отразил это в поведении некоторых персонажей своих произведений.
В Лувре висит картина Бартелеми, названная им: "Чай по-английски в главном салоне храма с приближенными принца де Конти при прослушивании сочинений юного Моцарта". Это XVIII в., и примечательно то, что художник подчеркнул: чай пили по-английски. В то же время французы в своей массе остались верны собственному вину, когда хорошему, а чаще плохенькому, и крепкому напитку из жареных кофейных зерен. По этой причине не во всяком французском ресторане и кафе приготовят хороший чай. Итальянцы, хотя они в числе первых прознали про диковинный чай "из Катая", также остались верны, как и многие другие народы юга Европы, давней традиции потребления вина и кофе - основных напитков в их диете.
Что касается немцев, то они недолго интересовались чаем. Взяла верх привычка наслаждаться пивом, причем в больших количествах, что едва оставляло место для чая. Все же чай нашел почитателей в некоторых северных районах Германии, где популярен до наших дней. |